Почитайте - это интересно. Мы опять повторяем чужие ошибки. --------------------------------------------------------------------------------
Западня для лосося
3. Дикий или садковый?
--------------------------------------------------------------------------------
Дейв Мартин, руководитель Центра природного лосося (г. Портленд, Орегон) рассказывает, что, бывая в России, часто слышит: дескать, приехали американцы - будут поучать, что нам делать.
- На самом деле, мы не даем и не собираемся давать подобных советов, - говорит он. – Что делать, мы не знаем. Знаем только то, чего нельзя делать.
Американские экологи теперь понимают, какие ошибки были допущены в свое время.
То, что сегодня в Штатах проблему дикого лосося видят иначе, чем на Камчатке, выяснилось не сразу. Дело в том, что в последние годы там развернулась настоящая борьба против культивируемого лосося. Рыбаки и экологи вместе ведут эту кампанию. Они просвещают население, объясняя людям, чем вредна для их здоровья такая рыба, публикуют и распространяют всеми возможными способами информацию о результатах научных исследований. Единственная альтернатива культивируемому лососю - дикий.
Поначалу, встречаясь с участниками этого движения, мы полагали, что проблемы Америки и Камчатки в целом идентичны. У нас, как известно, не первый год дискутируется вопрос о том, нужно ли на полуострове развивать искусственное воспроизводство лососей. Когда строились первые рыбоводные заводы, лишь немногие из специалистов-рыбников и промышленников высказывали возражения. Но постепенно их доводы стали воспринимать серьезно. Сегодня уже многие понимают, что искусственно воспроизводить рыбу можно и нужно, но лишь там, где природные популяции уничтожены или необратимо подорваны. Там же, где состояние дикого лосося позволяет поддерживать численность стада естественным путем, для сохранения запасов достаточно рационально их использовать и охранять от неконтролируемого промысла. Рыбоводство же – не сразу, но со временем - приведет к исчезновению дикого, потому что в результате скрещивания двух видов молодь наследует все отрицательные свойства «заводских» лососей. Одно из таких свойств касается вкусовых качеств мяса. Так, японцы выращивая на заводах нерку в огромных количествах для массового потребления, ежегодно приобретают квоту на камчатскую дикую нерку и платят за это немалые деньги – зато и продукция из нее на рынке стоит на порядки дороже.
Специалисты в принципе не отрицают, что ценность дикого лосося несопоставимо выше, нежели выращенного на заводе. Более того, они соглашаются, что в таких регионах, как Камчатка, искусственное воспроизводство допустимо лишь в реках, где естественные стада уничтожены. Однако когда возникает коммерческий интерес, расстановка сил резко меняется. Так, федеральный бюджет готов финансировать строительство нескольких ЛРЗ на полуострове. Соответственно, администрации области выгодно получить этот проект. О строительных организациях, которые рассчитывают получить подряд, и говорить не приходится. Здравый смысл и забота о завтрашнем дне сталкиваются с барьером - финансовым интересом, преодолеть который очень трудно.
Не знаю, как развивались бы события в Штатах, появись возможность заново пройти этот путь сейчас, когда уже известны последствия каждого из предпринимаемых шагов. Несмотря на прагматичность американцев, я, однако, совсем не уверена, что был бы выбран путь, исключающий любое вредное воздействие на дикого лосося. Ведь факт резкого снижения численности тихоокеанских лососей на восточном побережье в результате промышленного освоения не возымел должного действия. Постройку на р. Колумбия гидроэлектростанций с плотинами, преграждающими рыбе путь на нерест, решили компенсировать строительством такого же количества рыбоводных заводов. Прошло совсем немного времени, и стало ясно: численность лососей можно и восстановить, и увеличить на столько, сколько необходимо для удовлетворения потребительского спроса, но искусственно воспроизведенная рыба отличается от дикой на генетическом уровне. Причем не только биологическими характеристиками, но и вкусовыми (а значит и товарными) качествами. Но главное, что ухудшенная наследственность при смешении видов оказывается сильнее и постепенно вытесняет натуральные особи.
Однако, когда наука уже определенно и беспрекословно заявила об этом, политика по решению проблемы сохранения дикого лосося кардинально не изменилась. Конечно, определенные меры предпринимались на Аляске, да и в восточных штатах. Они дали результаты. Но не те, которые ставились изначально. Или, во всяком случае, должны были ставиться: искусственное воспроизводство развивать на тех водоемах, где нет опасности влиять на дикие популяции лососей.
Сегодня, судя по всему, настоящего природного лосося в реках США не осталось. Разве что в небольшом количестве на Аляске. Но если поначалу эта тема обсуждалась (если и не очень активно, то хотя бы не замалчивалась), то теперь ее как бы не существует. Встречи с рыбаками, представителями коренных народов показали: сегодня для американцев заводской лосось – это дикий. Тот натуральный, естественный, природный, который противопоставляется фермерскому.
Очевидно, что произошло замещение понятий. И теперь в понимании обычного американца лососи бывают двух типов: дикий (к которому относится и заводской) и садковый. Достоинства первого широко пропагандируются. Недостатки второго – тоже, но после многих лет его успешного продвижения на рынке переубедить покупателя совсем непросто.
Многие люди считают всю эту пропаганду одним из методов экономической конкуренции. Отчасти они правы, потому что доходы рыбаков и производителей аквакультуры напрямую зависят от того, какому продукту отдает предпочтение покупатель. Если еще недавно садковый лосось ценился достаточно высоко, то сегодня его акции заметно упали. Спрос на него остается, но потребитель уже знает, что выращенная на фермах рыба обладает целым рядом вредных для здоровья человека свойств.
Так, проведенные исследования показали, что употребление садкового лосося чаще одного раза в месяц увеличивает риск заболевания раком. Культивируемый лосось содержит в 10 раз больше полихлорированного дифенила и диоксина, чем дикий. Регулярное употребление садковой рыбы приводит к проблемам со зрением, потому что в кормах содержится кантаксантин - его повышенное содержание вызывает разрушение радужной оболочка глаза.
Аквакультура лосося – это выращивание рыбы на фермах в клетках-садках, расположенных в море. В каждом откармливается довольно большое количество молоди, и там же создаются идеальные условия для различных заболеваний, для предупреждения которых фермеры используют антибиотики и другие препараты, что приводит к серьезным последствиям. Человек, питаясь садковым лососем, получает значительное количество этих веществ. Кроме того, жизнь в ограниченном пространстве благоприятствует развитию у рыб не только многих болезней, но и размножению паразитов.
В России сейчас весьма популярен лосось из Норвегии. Особенно семга. Данный вид атлантического лосося всегда считался особенно ценным и относился в изысканным деликатесам. Но мало кто знает, что дикой семги в природе уже практически не существует. Рыба, которая появилась и на камчатских прилавках – искусственно выращена в садках. Российский потребитель мало информирован о всех минусах аквакультуры лосося, и для многих термин «садковый» означает скорее достоинство, нежели недостаток. Неосведомленного покупателя привлекает и внешняя привлекательность норвежской семги, мясо которой имеет насыщенный розовый цвет. На самом деле яркая окраска садковой лососины обеспечивается красителями, которые добавляются в корм, многие из которых отнюдь не безвредны для здоровья человека. Так что если кто-то похвастает, что к празднику купил семгу – не завидуйте, а посочувствуйте, себя же лучше угостите нормальным диким тихоокеанским лососем. Благо на Камчатке его пока хватает.
Но «пока» - понятие относительное. Как показывает история дикого лосося, ситуация может поменяться очень быстро и необратимо. Как, собственно, это произошло в Америке. Когда природного лосося было много, всерьез о его сохранении не думали. Когда задумались, было уже поздно. И теперь лосось, подрощенный на заводах и выпущенный в возрасте 1-1,5 лет в естественную среду, стал считаться диким, то есть, ценным и экологически чистым. Американцы сегодня вынуждены принимать это как аксиому.
В штатах Вашингтон и Орегон борьба с садковым лососем ведется активно. В магазинах обязательно указывается на ценниках, что чавыча (нерка, кета, кижуч) на витрине – дикий лосось. На рыбном рынке продавцы не ограничиваются использованием известного бренда, а готовы подробно рассказать каждому покупателю, в чем преимущества природного лосося перед садковым.
Удивительно, но очень большую роль в этой кампании играют рыбаки – владельцы промысловых ботов. Сейчас многие из них часть улова продают прямо с борта, когда возвращаются с рыбалки в терминал. Люди делают заказ на определенный день и вид рыбы. Более свежей не купить и на рынке. Часть улова, естественно, идет в переработку. Лосося вялят, коптят, перерабатывают на консервы. Рыбаки сдают охлажденный сырец (чтобы сохранить рыбу свежей до 5-ти дней, ее пересыпают льдом) на большие рыбообрабатывающие заводы, оснащенные соответствующим оборудованием. Там изготавливают заказанную продукцию, причем по договоренности именно из того сырца, который поставил заказчик.
Как правило, для экономии затрат рыбаки сами закрепляют наклейки на баночках. Зачастую и реализуют значительную часть своей продукции самостоятельно.
Например, на фермерском рынке в Сиэтле мы познакомились с рыбаком Петером Кнутсоном. На его прилавке, помимо свежего, были и другие виды продукции - копченый лосось, консервы. Торговля шла достаточно бойко. Видно было, что Петера здесь хорошо знают и постоянных покупателей у него много. Но для Кнутсона важно приобщить к сторонникам дикого лосося как можно больше людей, и он охотно делится информацией, которую кропотливо подбирает в научных журналах, специальных изданиях. Он на память называет, во сколько раз вредные вещества в садковом лососе превышают допустимые нормы. Факты, которые он приводит, убеждают людей. Впрочем, наверное, сказывается и то, что Петер Кнутсон, хотя и профессионально занимается рыбным промыслом, но его основная работа – в местном университете. Профессор антропологии по-научному грамотно и в то же время доступно объясняет покупателям все о рыбе, ее биологических особенностях, ценных свойствах и т.д. Естественно, и сведения об отрицательных качествах садкового лосося они воспринимают с доверием.
Елена ФЕДОРЧЕНКО.
http://www.rybak.com.ru/51-06/14.htm